Когда говорят о дебатах, всегда вспоминаются телевизионные передачи, где участники, стоящие лицом друг к другу у своих трибун, о чем-то оживленно спорят. Или дебаты кандидатов в президенты Америки, в парламент Великобритании. Но стоит учесть, что это не исключительно политический инструмент, а способ интеллектуального занятия. При этом обычный эмоциональный спор на тему «поиска правых и виноватых» нельзя назвать дебатами.
Простыми словами, дебаты это — структурированный процесс, подчиненный своим правилам, нормам, построенный на основах взаимоуважения. Большинство людей впервые становятся участниками этого интересного процесса, будучи старшеклассниками или студентами университета, а для кого-то он становится увлечением всей жизни.
В статье представлена пошаговая инструкция проведения дебатов для тех, кто решился впервые участвовать, а также для тех, кому нужно освежить в памяти знания.
Термин «дебаты» греческого происхождения, означает обсуждение, обмен мыслями, где ведется спор, выстроенный по определенной структуре, посвященный какому-либо утверждению или вопросу. Если это лишь интеллектуальный досуг, то на командной игре предполагается 6 участников, по три с обеих сторон. Задача одной стороны — поддерживать утверждающую линию, у другой — напротив, аргументировано отрицать.
Дебаты обрели популярность в Древней Греции. Там же появилась собственная социальная значимость, как у важного элемента демократии. Участвуя в них, граждане могли решать общественные задачи:
На таких беседах между горожанами заслушивались неодинаковые точки зрения заслуженных людей по насущным проблемам. В итоге принимали решение того оратора, с которым было согласно большинство людей.
Дебаты также получили широкое распространение в средневековой Европе. Чтобы проводить их правильно, проводили специальные курсы ораторского мастерства, где обучались красноречию, убедительному изложению. Немного позже такой общественный обмен мнением стал популярен в судебной, образовательной практике многих стран.
С 60-х годов XX века стартовали первые теледебаты двух кандидатов на должность президента США в рамках предвыборной кампании.
Сейчас дебаты проводятся в любой точке мира по разному поводу:
Российская версия — это интернет-дебаты. По структуре они напоминают телевизионные споры представителей политических партий на платформе «Ютуб». Там принимают участие одиозные типы, которых на телевидение стараются не выпускать.
Ее же называют предложением, резолюцией. Это главный вопрос при проведении дебатов. Тема задается ясно, конкретно, в интересном для аудитории формате.
При ее выборе учитывается:
Тема должна быть разносторонней, без однозначного ответа, с возможностью выражения своей точки зрения с аргументами. Это поможет в решении вопроса: как проводятся дебаты, чтобы создавалась «живая» дискуссия, а участники приобретали опыт доказывать аргументировано, критически мыслить.
Еще важно, чтобы тема была предложена в виде вопроса, который можно поставить на обсуждение. В вопросе все должно быть ясно, точно, конкретно, чтобы каждому участнику был понятен его смысл, чтобы все имели право высказать свое мнение по этому поводу.
Группы участников дебатов называют сторонами. Каждый отдельный участник — это дебатер. У них противоположные точки зрения, они выражают свою сформулированную позицию по заданной теме, приводят аргументы, контраргументы. Обмен высказываниями, аргументы должны помочь доказать истинность мнения.
В процессе чаще всего участвуют две стороны. Аффирмативная — высказывающаяся «за» предложение и негативная — протестующая.
Главная задача сторон — «переманить» аудиторию в свою пользу с помощью аргументов, контраргументов в понятной, убедительной форме.
Обычно обе стороны готовятся в специальное время для подготовки. В дебатах временной лимит на высказывание точки зрения ограничен, затем предстоит раунд перерыва, в течение которого участники обсуждают, как подготовиться к дебатам следующего этапа.
Стороны готовятся давать ответы, возражать противнику. Здесь требуется умение слушать, отвечать на заданные вопросы, анализировать доводы оппонента, а также готовятся импровизировать, быстро размышлять.
В соответствии с конкретным мероприятием, организаторами, участниками формат может меняться. Но всё же, есть общие элементы, как проводить дебаты.
Традиционно их начинают с изложения темы и правил. Потом каждой стороне предоставляется возможность озвучить свое мнение, обычно открывающим выступлением.
Далее идет раунд перерыва, когда участникам можно подготовиться к очередному этапу, где соперники будут задавать друг другу вопросы, отвечать.
Затем начинается этап раундов аргументов и контраргументов. Тут каждая из сторон вносит аргументы, поддерживая свои позиции. После этого, повергнув критике, к доводам противника приводятся контраргументы.
В финале обычно звучит завершающее слово, в котором обеим сторонам можно подвести итог своей позиции, выступить с заключительными замечаниями.
Аргументом называется убедительное изречение, высказанное в пользу позиции дебатера по обсуждаемой тематике. Он по определению должен быть изложен логично, фактически обосновано, убедительно.
Существуют две категории аргументов: поддерживающие позицию и опровергающие мнение соперника.
Аргументы для поддержания позиции обычно основаны на реальных фактах, документальных исследованиях, статистических данных, опыте, мнении экспертов.
Наглядный образец аргумента «за», когда обсуждают вопрос, обязаны ли школьники носить форму — после исследования выявлено, что ношение формы содействует улучшению дисциплины, уменьшению масштаба школьного насилия.
Пример контраргумента «против» на дебатах по теме «Бесплатная медицинская помощь должна ли быть доступной для всех людей?» — от бесплатной медпомощи произойдет неэффективное использование ресурсов, непосильная нагрузка на налогоплательщиков.
Кроме изложенных фактов, закономерных доказательств, дебатеры в праве пользоваться различными техниками, чтобы подготовить еще более убедительный материал. Например, аналогии, примеры, цитаты, афоризмы помогут обратить внимание на свою позицию, подобрать убедительные доводы для доказательства правоты своей точки зрения.
Аргумент, опровергающий или отвергающий позицию соперника, называется рефутацией (лат. опровергать).
Ее целью является опровержение позиции соперника, доказательство ее неубедительности, ошибочности. Для достижения этой цели участник использует методы: обозначение недостаточности или ошибочности сведений для доказательства, анализ противоречивых мнений, указание на несоответствие между приведенными данными и источником.
Рефутация может быть по форме контраргументом или быть долей аргумента, служащей на пользу своей точки зрения.
Этой группе людей, слушающей дебаты, предстоит оценивать выступления спикеров обеих сторон. Аудиторию составляют представители студенчества, эксперты, политики, работники СМИ, гражданская общественность.
Чаще всего, у аудитории уже имеются свои планы, заинтересованность в теме, которую предстоит обсуждать. Их интерес вызван возможностью узнать новые неизвестные факты, разные точки зрения, услышать информацию по теме.
Участники, поставившие перед собой задачу: как выиграть дебаты, быстрее достигнут своей цели, если поймут аудиторию, почувствуют ее интересы, адаптируют выступление, аргументацию и сделают этот этап запоминающимся, убедительным, привлекательным. Участникам доступно использование эмоциональных аргументов, силлогизмов, юмора, ссылок на авторитетные источники для убеждения аудитории в правоте своей позиции.
Для успешности выступления участникам необходимо продумать заранее стиль одежды, помнить о мимике, тоне, интонации голоса. Все эти факторы немного помогут «перевесить» баланс впечатлений аудитории в свою пользу.
Серьезное мероприятие пройдет успешно, если есть поэтапный план со всеми подробностями. Он помогает визуально представить все в целом, не допустит хаоса.
В примерном контрольном списке те пункты, из которых обычно состоит план:
Процедура в определенных ситуациях может различаться от установленных правил, которые разрабатывают организаторы в соответствии с форматом мероприятия. Всё же, общая схема процесса содержит такие этапы:
Так как дебаты проходят в виде командных состязаний, для каждого участника от сторон можно определить лучшего оратора, второго оратора, рефутатора.
Ключевой фактор здесь — анализ утверждения, выполняемый вами, когда вы начинаете искать доказательства.
Шаг 1. Если дебаты проходят не в формате интеллектуального вечера, то для подготовки аргументов будет немного времени, и в этот период необходимо максимально потрудиться. Хитрость кроется в том, что нужно разобраться со своими собственными идеями, вопросами и убеждениями обеих сторон. Для этого вообразите, что внутри вас поспорили двое, запомните высказывания каждого, вопросы, приходящие на ум.
Шаг 2. В процессе нужно не только установить ошибочность мнения вашего оппонента, но и отстоять свою точку зрения. Выявленные доказательства будут вашим инструментом защиты. Поразмышляйте, как можно раскрыть эти доводы, чтобы аргументация стала совсем незыблемой. Подумайте, что в ваших аргументах соперники могли бы оспорить, приготовьте на этот случай опровергающие доводы.
Шаг 3. Подобно тому, как вы анализировали свою позицию, задумайтесь, с какими аргументами, скорее всего, выступит группа противников, создайте фронт нападения или, иными словами, приготовьте контраргументы.
Шаг 4. Удобнее будет записать свои мысли на бумагу в структурном порядке, так ваше «оружие» окажется под рукой, вам четко видно, к какому пункту относится записанное убеждение.
Шаг 5. Сгруппируйте свои рассуждения в лаконичную, сильную аргументацию, затем непременно вынесите на обсуждение команды. Удостоверьтесь, что вы не только нашли факты, но и предоставляете анализ поставленной задачи. Также необходимо корректно подбирать слова. Ведь если не совсем понимать значение слова, оно непременно обернется против вас, даст шанс команде соперников. Затем запишите уже приготовленные контртезисы, опровергающие гипотетические аргументы оппонентов.
Каждый выступающий в дебатах спикер выполняет свою роль. Как проводить дебаты, кто за кем выступает — определяют члены команды.
Контекстуализируйте или лаконично передайте трактовку темы в том виде, как это представляет ваша команда, задайте вопросы, если вы с чем-то не согласились. Если необходимо, объясните значение термина «дефиниция» — краткое определение. Озвучьте единое командное мнение и отделение доказательств, обозначьте два-три аргумента в подкрепление основной позиции.
Внесите изменения в контекст дебатов, это решит проблему с дефинициями: если вызвало сомнение само определение, данное спикером команды утверждения, об этом стоит сразу же заявить. Если у вас есть желание опровергнуть формулировку команды противников, вам нужно будет подтвердить доказательством, что ваше определение больше соответствует теме. Процесс оспаривания дефиниций формируется из трех этапов: точно изложите свое объяснение, предъявите аргументы, почему ваше объяснение лучше, оспорьте доводы оппонентов, которые являются сторонниками их определения. В заключение также выявите единое решение вашей команды, изложите два-три контраргумента к основному утверждению.
Его задача — устранить возникшие проблемы с определениями, опровергнуть доводы 1-го спикера стороны отрицания, изложить два-три новых доказательства в пользу основного высказывания.
Он должен решить проблемы с определениями, опровергнуть аргументы, предъявленные командой утверждения до этого момента, особо акцентируя на фактах второго дебатера, огласить два-три новых тезиса, противоречащих основному утверждению.
У этих участников структура выступления одинаковая. Они должны опровергать поставленные проблемы, поставленные предыдущими спикерами, защищаться от всех нападок на принципы их команд.
В заключительной речи той и другой стороны, длящейся по три минуты, суммируют ранее сказанное, подытоживают результат, еще раз предоставляют мощные аргументы, которые должны убедить судью остановиться на их команде. В это время еще можно изложить что-то новое, но нужно учесть, что такой поступок истолкуют как плохо выстроенный план в команде и незнание, как вести дебаты. Произносить речь предоставляется первому или второму спикеру команд, внутри групп участники определяют это сами.
Аргументы команд делятся различными способами по направлениям. Например, социальные, экономические, политические — внутри группы участников можно поручить ответственность за определенное направление. Распределяя последовательность аргументов в выступлении, на первом месте расположите самые убедительные и значительные, далее по убывающей.
У полноценного аргумента в структуре три компонента:
Самыми уязвимыми аргументы бывают на этапе доказательства, потому что их легче всего оспорить, приведя доказательства в противовес. Сложнее доказать ошибочность заявления, так как оно чаще всего конкретизировано. Но если у вас получится оспорить заявление, то аргумент соперника окажется опровергнутым. Если вы чувствуете слабину заявления, опровергайте его, но для этого вам нужно будет объяснять, почему утверждение противника нежизнеспособно.
Любая аргументация имеет одинаковые проблемы, на которые стоит обратить внимание, когда формулируете собственное возражение, и тогда искусством дебатов вы точно овладеете:
Выступающий нарочито пытается развести обсуждение в две стороны, даже когда вариантов больше. Это объясняется либо специальным умыслом оратора, но, возможно, что он просто не понимает сути дебатов.
Спикер излагает утверждение, которое в действительности не может быть аргументом, потому что нет подтверждений того, что он достоверный. Вы можете подчеркнуть недостаточность исследований, обозначить причину, по которой утверждение, вероятнее всего неверно.
Например: «Всех преступников, осужденных к пожизненному заключению, нужно приговорить к смертной казни для экономии денег и пространства». В формулировке утверждения все верно, но его моральная сторона ошибочна.
Говорящий предлагает наличие связи между двумя событиями, предполагая, что из-за одного произошло другое, притом, что он не объясняет, откуда взялась эта связь, что сделает факт ничтожным.
Бывают случаи, когда выступающий не выполняет обещанную задачу. Например, он ранее заявил, что сможет представить доказательства, подкрепляющие конкретное утверждение, но в какой-то момент забыл об этом, не сделал.
Довод команды явно противоречит одному из представленных ею же фактов. Ваша задача сообщить, что такое недопустимо: не могут быть верными два противоречия. Затем поясните, что это уменьшает доверие к их позиции.
Подведение итогов дебатов, выявление команды-победителя выполняет судья, оценивающий команды по критериям:
Чтобы отвечать требованиям критериев судьи, нужно развивать специальные навыки. Кроме этого:
Развивается навык общения, убеждения. От участников требуется умение четко, кратко передавать свою мысль, формулировать аргументацию, убедительно объяснять аудитории.
Развивается критическое мышление. От участников нужен навык анализировать материал, оценивать его справедливость, подтверждать собственные взгляды, рефутировать доводы соперника.
Увеличивается объем знаний. Участники много исследуют, изучают, что приводит к расширению кругозора, пониманию темы.
Социализация. Люди, участвующие в дебатах, знакомятся с новыми друзьями, развивают связи, узнают мнения людей из разных сфер жизни.
Развивается самодисциплина. Участники должны знать правила ведения дебатов, помнить об ограничениях, в том числе по времени, избегать конфликтных ситуаций, связанных с личной неприязнью.
Развивается уверенность в своих силах, возможностях. Дебаты помогают обнаружить, в чем знаний достаточно, а где есть пробелы, над которыми стоит поработать.
Приобретается опыт командной работы. Мероприятие часто проходит в виде командных состязаний, где вместе одним коллективом достигают общей цели.
Появляется стресс, нервное напряжение. Этот процесс бывает порой очень захватывающим, особенно для тех, кто не имел ранее опыта общаться и убеждать.
Жесткие временные рамки. Их ставят перед участниками на выступлении. Это сокращает возможности для детального исследования темы.
Отсутствие выбора тем. Заданная тема ограничивает участников в свободе выбора интересующих их вопросов.
Ориентация на публику. Если дебаты организованы как командное соревнование, то они адаптированы под аудиторию, что не дает участникам свободно выражать свое мнение.
Поверхностный подход. В дебатах иногда ведутся дискуссии, не дающие возможности более глубоко, детально изучить тему, проанализировать ее подробно.
Риск конфликтных ситуаций, разрушения отношений. При несогласии участников друг с другом могут произойти ссоры, разрыв дружеских связей, потеря партнерских отношений.
В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
Смотреть