Главная / Блог / Искусство сценической речи - упражнения по технике речи

Искусство сценической речи - упражнения по технике речи

Искусство сценической речи - фото

Овладевать навыком сценической речи — занятие не только для актеров, шоуменов, радиоведущих, но и для политиков, руководителей, бизнесменов, блогеров, преподавателей, всех, в чьи обязанности входит проведение переговоров, продажи. Если ваша мечта — говорить интересно, убедительно, хотите избавиться от невнятной речи, но боитесь выступать перед публикой, тогда эта статья для вас. Вместе мы рассмотрим, в чем различие сценической речи от повседневной, опробуем доступные упражнения для постановки дыхания, дикции, гармоничного звучания голоса.

Что такое сценическая речь?

Сценическую речь от обыкновенной отличает плавность, высота, звучность, объем голоса, выразительность интонации. К тому же, много значит сочетание чёткого, ясного произношения с ритмичными движениями и пластикой тела. В бытовом общении люди обычно говорят монотонно, негромким голосом, не слишком заботясь о благозвучии голоса. В сценической речи на первый план выходит эмоциональный эффект, производимый на восприятие людей. В повседневном общении важно передать слушателю информацию при помощи слов, в сценических монологах оказывается влияние на людей, передавая им, кроме словесного сообщения, чувственные ощущения, переживания так, чтобы слушатели прониклись ими.

Манера и характер сценического слова проходили эволюцию от древних времён до современности. В этот период форма, содержание преобразовывались, развивались, совершенствовались. Навыку сценической речи обучались ораторы, актёры Древней Греции. Самым известным примером древности считают исследования Демосфена.

Упражнения красноречия он сочетал с занятиями по ораторскому искусству, но рассказывал неинтересно, малопонятно, за что над ним насмехались противники, простые слушатели. Придя в отчаяние, он пришёл за советом к другу, известному театральному актёру. Этот друг прочёл Демосфену отрывок из трагедии Софокла так эмоционально, живо, что тому стало понятно — важен не только текст, но и интонация, звучание, громкость голоса. У Демосфена, как раз, с этим были проблемы: его голос был слабый, в разговоре он плохо проговаривал шипящие звуки, поверхностно дышал.

Будущий оратор самостоятельно работал над собой. Он приходил к морю. Стоя на скале, сквозь шум волн, рёв ветра, Демосфен репетировал речи. В рот он закладывал мелкие камешки, говорил на одном глубоком вдохе длинными фразами или целыми предложениями. В течение нескольких месяцев он забирался в пещеру, где также учился говорить, слушать свой голос. Такие занятия пошли на пользу знаменитости — когда хотят похвалить красноречие человека, сравнивают его с великим оратором античности Демосфеном.

Знаменитый театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский называл слово выразителем человеческой мысли. Именно выразительности слова во 2-м томе книги великого драматурга «Работы актёра над собой» посвящены три раздела: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм.

Здесь будут приведены упражнения, составленные по рекомендациям Станиславского, а также по другим методикам, направленным на постановку и развитие сценической речи.

Игра актёров на сцене — это строгое следование всем нормам сценической речи. Но, даже если вы не собираетесь становиться актёром театра или радио, основами техники сценической речи овладеть стоит. Освоив эти навыки, вы легко вдохновите подчинённых, коллег, сможете воздействовать на оппонентов одними голосовыми данными, чтобы вызвать уважение, произвести впечатление человека с авторитетом.

Техника речи — для чего она нужна

Техника речи во время выступления - фото

При посещении различных семинаров, тренингов, конференций, учебных занятий или лекций в университете/школе вам приходилось обращать внимание на такое явление: на одном мероприятии зрители буквально засыпают от скуки — тема неинтересная, монотонный голос лектора убаюкивает. Иногда все совершенно по-другому — к выступлению оратора приковано внимание слушателей, речь его пламенная, красочная, живая, все с удовольствием слушают.

Манера говорить становится визитной карточкой человека или поводом выслушать его, потом принять решение, в какой мере допустить сближение с ним. Это актуальный навык коммуникации, причём не только для артистов, но и для других, в чьей сфере занятости часто требуется общение, обучение, продажи.

Чтобы говорить красиво, чётко, выразительно, а также быстро усовершенствовать свои речевые возможности, необходимо каждый день выполнять несложные упражнения сценической речи, уделять время на чтение вслух скороговорок, текстов. Разминка для улучшения работы голосовых связок, развития красивой дикции.

  1. Дыхание животом. Чтобы мощная струя воздуха выходила без затраты сил или нагрузки связок, дышите животом. Перед этим проверьте, каким способом вы дышите. Лягте на пол, расположите правую ладонь на груди, левую — на животе. Вдохните, обратите внимание, какая часть туловища поднимается — грудь или брюшная полость. При правильном дыхании вверх поднимется живот.

    Если заметили, что для дыхания приподнимается грудь, намеренно запретите себе это движение, начните помещать вдох в живот. Наступит момент, когда вы освоите брюшное дыхание, тогда поднимитесь с пола, продолжайте вдыхать в живот, затем пуская воздух в грудную клетку. В последнюю очередь упражняйтесь, таким образом, двигаясь или разговаривая.

  2. Артикуляционная гимнастика — это разминка губ, языка, мягкого, твёрдого нёба. В результате такой гимнастики мышцы, помогающие извлечь звуки, становятся упругими. Если вам трудно чётко произносить гласные или вы не можете проговаривать длинные предложения — это один из признаков плохо развитого артикуляционного аппарата. Чтобы его укрепить, необходимо постоянно делать упражнения по сценической речи.

    Разминка «Бага-Зага». Включите это занятие в комплекс утренней зарядки, ваш язык станет выговаривать гласные без проглатывания, вы начнете произносить слова с широко открытым ртом, выговаривая все звуки. Так ваша речь сделается четкой, понятной, убедительной.

    Смысл упражнения: проговорите трижды предложенную последовательность слогов, при этом нижняя челюсть на звуке «А» опускается вниз. Открывайте рот по возможности шире, тогда звук будет вылетать громкий, выразительный, а слоги прозвучат по отдельности, не соединяясь с соседними. Слоги: БА-ГА, ВА-ГА, ГА-ГА, ДА-ГА, РА-ГА, ЖА-ГА, ЗА-ГА.

  3. Чтение текстов вслух служит укреплению артикуляционных мышц, к тому же способствует развитию интонации. Протестируйте себя, насколько точно вы можете выражать эмоции — выполните простую тренировку. Подойдёт любая книга, газета, даже пост в сети или рекламная листовка. Читать нужно по схеме: первое предложение громко, второе — тихо. Не забывайте про дыхание животом. Держите включённым микрофон, записывайте свой голос, чтобы потом отметить, было ли вам трудно изменять интонацию, силу звука. Возвратитесь к тексту, но теперь читайте с весёлым настроением, другое — с грустным. Опять запишите на диктофон. Ежедневные уроки сценической речи помогут ощущать себя раскрепощённо при выступлении на публику, с уверенностью передавать свою точку зрения.

Упражнения для постановки дыхания

Запишитесь на тест-драйв курса за 1990 ₽

Не верьте нам на слово – проверьте на деле!
Приходите на практикум и начните говорить уверенно и убеждать за 2 часа.
Выбрать дату

Правильное дыхание лежит в основе звучания, без ритмичных дыхательных движений не будет существовать само искусство речи. От дыхания актёра во время исполнения роли зависит мелодичность, размеренность его голоса, скорость восприятия его фраз зрителями.

С размеренным дыханием можно произносить сложные предложения, без лишних пауз или промедлений.

Один из ключевых навыков актёрского мастерства сценической речи — носовой вдох, вместо обычного «глотания» воздуха ртом:

  • Открыв рот, вдохните/выдохните через нос. Повторите 10 раз.
  • Приложите ладонь к животу. Медленно вдохните, сосчитайте в уме до четырёх. Не задерживая воздух, выдохните на счёт «четыре». Выполняя упражнение, обращайте внимание на ощущение ладони при поднимании и опускании живота. Если вы этих движений не ощущаете, наклоните корпус вперёд, руки положите на поясницу. На вдох эта область расширяется. При каждом следующем вдохе-выдохе прибавляем при счёте единицу (5, 6, 7…).

Грудное дыхание — самое оптимальное для постановки сценической речи, его необходимо разрабатывать.

  • Выполняется стоя. Делая вдох, представляйте, что нюхаете цветы. Выдыхайте плавно со звуком «пфф», живот при этом втяните. Снова кратко вдохните, выдыхайте долго.
  • Стандартная тренировка. Сделайте вдох, на одном выдохе постарайтесь успеть сказать длинную фразу.

Упражнение 1. Устранение мышечных зажимов как можно дальше от горла

Обычно, готовясь к выступлению, мы думаем о том, что будем говорить, но забываем подготовить мышцы нашего тела. Им необходимо энергично подвигаться, чтобы разрядить напряжение во всем теле.

Поднимите руки вверх, резко сбросьте их вниз, выдохнув со звуком «Ха!» Повращайте головой, резко вскиньте плечи вверх, затем бросьте вниз. Встряхните кисти, поболтайте расслабленными руками в стороны.

Проговорите «рррр» — упражнение ещё называют «шампанским для языка», покричите «ла-ла-ла», потяните «иииии» от самой верхней ноты до самой нижней. Так очень любят кричать дети.

Упражнение 2. Бросить звук точно в цель

Как обычно мы разговариваем? Суетливо или бубним себе под нос. А ведь произнести: «Владимир!» — равноценно тому, как бросить мяч этому Владимиру лично в руки. Для него очень важно, с какой интонацией вы к нему обратитесь.

Попробуйте с друзьями упражнение, как обращаться друг к другу, перебрасывая маленький мяч. Это заставит обратить внимание на собеседника тех, кто не часто это делает. Ведь не посмотрев в глаза, обязательно промажешь мимо.

Упражнение 3. Говорить, чтобы вас было слышно

Это тренировочное задание для тех, кто произносит слова еле слышно, говорит «в себя». Так обычно упражняются в студиях по искусству сценической речи.

Вообразите, что вы стоите на берегу реки, вам нужно докричаться паромщику на другом берегу. Вспомните кинофильм «Волга-Волга». Для того, чтобы «закинуть» звук, подключаем все тело: звук возьмите в правую руку, сильно размахнитесь снизу, бросьте его на 200 метров перед собой — «Эй, парооомщииик!» Теперь попробуйте дальше, на 500 метров.

Для чего это делается? Чтобы почувствовать, что наши фразы не тонут в пространстве. У слов есть адресат, вы дословно передаёте ему свои слова, будто ценное послание, при этом заботитесь, чтобы он их получил целыми.

Упражнения для артикуляции

Упражнения для артикуляции - фото

Артикуляция — это совместная работа органов речевого аппарата для произношения звуков речи. Артикуляционной гимнастикой тренируются мышцы языка, губ, щек, нёба, развивается грудная клетка. Чем лучше актёр тренирует артикуляцию, тем отчётливее он будет проговаривать слова, фразы, тем лучше его сценическая речь в движении. Артикуляционная зарядка начинается с разминки:

  • Щёки попеременно втяните или надуйте; с сомкнутыми губами перегоняйте воздух из одной щеки в другую; щёки втяните, сразу сомкните или разомкните губы.
  • Нижняя челюсть. Двигайте челюстью вверх/вниз, по кругу; упритесь кулаками под челюстью, попытайтесь открывать рот.
  • Мягкое нёбо. Зевайте с открытым ртом; рот держите закрытым, дотроньтесь кончиком языка до нёба, после до твердой части верхних/нижних зубов.
  • Губы. Улыбнитесь, не размыкая зубов; вытяните губы в трубочку; подтяните попеременно нижнюю или верхнюю губу, обнажите зубы.
  • Язык. Двигайте языком по кругу со стиснутыми или разжатыми челюстями; вытягивайте язык вперёд с усилием.

Завершив разминку, приступайте к артикуляционной гимнастике:

  1. Проговорите в три подхода следующий набор букв с чередованием глухих/звонких согласных:
    • птпи — бдби;
    • птпэ — бдбэ;
    • птпа — бдба;
    • птпо — бдбо;
    • птпу — бдбу;
    • ктпти — гбдби;
    • кптпэ — гбдбэ;
    • кптпа — гбдба;
    • кптпо — гбдбо;
    • кптпу — гбдбу;
    • кптпы — гбдбы.

    Пусть вас не удивляет, если в первое время язык не будет слушаться, а губы заболят. Актерская речь требует усилий. Постарайтесь произносить так, чтобы звуки отлетали со скоростью пуль — молниеносно, даже немного злобно. Отслеживайте, чтобы у вас получалось проговаривать каждую букву, тогда вас не напугают длинные сложные слова с «частоколом» согласных.

  2. Читайте столько раз, пока прочтение скороговорок не станет идеальным:
    • Бобры для бобрят добры.
    • Жутко жуку жить на суку.
    • Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

    Для развития артикуляционного аппарата разучите скороговорку «Лигурия». У нее самый длинный текст, но она эффективна для тренировки.

Найдите свой голос

Запись голоса - фото

Множество женщин специально говорят завышенным голосом, сжимая гортанные мышцы. Всем вокруг кажется, что это нормально. Голос делается примитивным, ненатуральным.

Мы нацелены на поиск своего настоящего, естественного, грудного голоса. Собственный голос является таким же уникальным, как отпечатки пальцев. Если ваш голос ниже, чем у остальных, в этом его уникальная красота.

У голоса несколько свойств, каждое воздействует на то, как нас услышат или воспримут.

Тембр — как раз его в первую очередь ощущают люди, слыша ваш голос. Каким для них показался ваш тембр? Звонкий, протяжный, густой, обволакивающий, как чашка горячего шоколада.

Для постановки речи актера полезно делать тестирование — включить микрофон, записать свой разговор, затем прослушать, как слышат вашу речь люди. Вероятнее всего, вам сначала не понравится запись. Так поступают почти все актёры, чтобы свыкнуться, примириться с его звучанием, потом с этим внутренним чувством к собственному голосу выходить на сцену.

Эту пробу необходимо проводить несколько раз, чтобы дать объективную оценку голосу — что неприятного в нём для всех, кто его слышит. Ведь от многих ошибок дикции можно избавиться, выполняя специальные упражнения.

Просодия — это система расстановки звуковых акцентов или, проще говоря, способ передачи ощущений, внутренняя свобода эмоций. Если этого нет, голос станет звучать монотонно, скучно, однообразно.

Немногим известно, что голос имеет свой регистр. Голос, «помещённый» внутри тела, зазвучит из груди. Когда его слышат, то говорят — задушевный. Из живота голос утробный, с вкрадчивым звучанием, воркующий. «Головной» голос звучит легко, о таком говорят — полетный. Эти особенности связаны с тем, какие внутренние резонаторы нашего тела задействованы.

Окружающие воспринимают утробный голос как чувственный. Полётность звучания наиболее актуальна для того, кому нужно петь или выступать перед публикой. Голос грудного регистра громкий, раздаётся без усилия.

Как определить, что найден «свой» естественный голос? Во время его звучания в резонансе задействовано все тело до кончиков пальцев передаётся вибрация при произношении слов. Раздаётся этот голос от природы только на одной, «вашей» ноте. Если поднять звук вверх или опустить вниз, тело перестанет вибрировать.

Упражнение 1. Найдите «свою» ноту

Одна ладонь расположена на грудной клетке, вторая на макушке, громко проговорите «ммммм» через сомкнутые губы. Изменяйте высоту звука, пока не ощутите вибрацию под руками на голове и грудной клетке. Это будет означать, что вам удалось поймать свой природный звук или естественный сценический голос.

Упражнение 2. Освободите гласные звуки

«Пятый элемент» – курс ораторского искусства

За 5 недель вы выйдете на новый уровень общения с людьми, научитесь говорить красиво и убедительно.
80% курса – это живая практика в аудитории.
Забронировать место

Это задание пригодится тем, у кого глуховатый голос или звучащий в нос. Причиной служит напряжённость языка. Несказанные слова, сдержанные эмоции, перегоревшие обиды — все это ведёт к мышечному спазму гортани.

Нам нужно сделать так, чтобы язык улёгся в естественное положение, как его прижимает врач, когда осматривает горло. Заставить себя усилием воли язык лежать очень непросто. Но придумано хорошее упражнение — попробуйте зевнуть, не открывая рта и не разжимая челюстей. Вы ощутите, как язык сам укладывается, освобождая свободный доступ широкой струе воздуха. Сохраните в памяти это ощущение. Все гласные звуки, даже «И», произносите при широко раскрытой гортани.

Упражнение 3. Сделайте четкими согласные звуки

С согласными всё совершенно иначе. Люди друг друга не слышат зачастую из-за того, что согласные произносятся смазано, часть вообще «проглатываются» или не проговариваются чётко.

От этого остаётся впечатление небрежности, словно для нас самих безразлично то, что мы говорим. Чтобы легче произносить, достаточно представить себе метафору: гласные — это река, согласные — берега. Река потечёт без заторов, если берега не размыты.

Попробуйте выполнить такую задачу: проговорить скороговорку, исключив гласные. Например, «Булку, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку». Это под силу даже начинающим.

Перепишите на лист несколько скороговорок, прочтите их, зажимая в зубах пробку. Она будет создавать помеху для произношения согласных, поэтому прилагайте усилия. Среди студентов театральных учебных заведений многие продевают такие пробки на нить, носят на шее, тренируясь на переменах.

Упражнение 4. Дикция — это важнее, чем вы думали

Проговорите трижды: «Король — орёл». После трёх раз вы вряд ли собьётесь, но степень чёткости дикции можно оценить, когда вы ни разу не собьётесь и произнесёте это словосочетание не менее 30 раз без перерыва.

Для чего это нужно? Когда вы управляете своей речью, вес обретает каждое слово, сказанное вами. Это означает, что для себя вы уважаемый человек, также относитесь к собеседнику, предмету разговора с ним.

Развитие дикции

По правилам сценической речи от поставленной дикции происходит четкость произнесения звуков, но необходимо также соблюдать правила и нормы языка. Упражнения для усовершенствования дикции выполняются после артикуляционной гимнастики, потому что корректность речи обусловлена степенью натренированности мышц речевого аппарата.

Примерные упражнения по развитию дикции:

  • Вообразите себе, какими голосами могли бы разговаривать лошади, куры, волки, котята, змеи, кабаны, если бы умели говорить по-человечьи. Предположите, какой тембр голоса может быть у офисного дырокола, напольной вешалки, томика женских романов? Потренируйтесь, примеряя на себя разные амплуа, изменяйте тембр, громкость голоса.
  • Исходное положение — стоя, приложите руки к груди крест-накрест, локти разведите в стороны. Вдохните. Выдыхая, согните корпус вперёд, произнося один из звуков — а, у, о. Выполните повторно 3-4 раза, проговаривая гласные.
  • Косноязычие поможет устранить постоянное проговаривание сложных буквосочетаний: РЗВСВАК, ЛВНТУТ, ФРОРВПС.
  • Найти любой текст, прочитать его так, чтобы в концовке каждого слова резким, чётким финалом выделялось его окончание.
  • Прочитывать скороговорки, начиная с медленной скорости, затем постепенно ускоряясь.
  • Читать, говорить с плотно сомкнутыми губами. Постарайтесь, чтобы слова получались узнаваемыми, а окружающие вас понимали.

Упражнения для звучания

Упражнения для звучания - фото

Одним из элементов сценической речи является поставленный голос. На сцене речь должна звучать понятно, чётко, живо, чтобы привлечь внимание зрителей. Перед каждым актёром стоит задача — выявлять, развивать способности голоса, совершенствовать их. Тогда можно беспрепятственно использовать свои голосовые данные на сцене.

Для развития свободного голоса с индивидуальным оттенком звучания, необходимо избавиться от зажимов при напряжении мышц, участвующих в дыхании, звукопроизношении. Ещё нужно освоить управление тембра в соответствии с эмоциональным фоном слов.

Упражнения для развития звучания:

  • Прочтите стихотворение следующим образом: первую строчку громко, вторую — тихо.
  • Упражняйтесь в говорении простой фразы, но вкладывайте в нее разные оттенки чувств: грусть, радость, упрёк, досаду, удивление.
  • Произнесите нейтральное высказывание, но голосом животного, каким вы его представляете. А лучше разыграйте диалог.

Упражнение «Язык без костей»

Добавьте этот комплекс к вашим ежедневным тренировкам, вы постепенно забудете ощущение, словно говорите с набитым ртом. Окружающие сразу заметят, что вы стали четко произносить звуки. С зеркалом в руках выполните такие действия:

  • Из открытого рта выдвиньте язык, вращайте им по кругу влево/вправо, по 10 раз.
  • Закрутите боковые части языка вверх так, чтобы образовалась трубочка, теперь попытайтесь подуть в неё.
  • По внешней стороне зубов (верхних, нижних), по деснам вкруговую проведите языком подобно тому, как во время чистки. Повторите 10 раз в обе стороны.

Онлайн-курс по «Ораторскому искусству»

занятия в удобное время, и нет нужды тратить время на дорогу
  • Более 60 видеоуроков
  • 18 упражнений для развития речи
  • 10 заданий для постановки убедительной речи
  • 7 содержательных теоретических блоков
Записаться

Универсальное упражнение «Пробка»

Эти тренировки укрепят мимические мышцы щёк, губы, верхнее нёбо, подтянет кожу лица, разгладит носогубный треугольник. Техника пригодится не только тем, кто желает усовершенствовать дикцию, но и тем, кто заботится о сохранении молодости лица. Приготовьте пластмассовую или натуральную пробку от бутылки с шампанским, вином, включенный диктофон. Вложите «тренажёр» — пробку в зубы. Прочитайте любое стихотворение по памяти или из книги, но зубы не разжимайте. Прослушайте запись своего чтения: какие звуки вам давались легко, а какие — трудно? Несколько таких занятий дадут положительный результат — речь улучшится, дикция станет отчётливее.

Четыре принципа обучения сценического мастерства

Формирование навыка сценической речи - фото

Преподаватели, ведущие подготовку ораторов, дикторов, актёров, применяют разные техники, методики, но в основе любой программы лежит обязательное исполнение четырёх принципов.

  1. Принцип непрерывной работы над формированием навыка сценической речи — предполагает регулярную практику с дикцией, артикуляцией, брюшным дыханием.
  2. Принцип постепенного усложнения — обучающийся начинает курс с простых упражнений, постепенно осваивая материал, приступает к более сложным заданиям.
  3. Принцип игры — обучение, приносящее ученику положительные эмоции от процесса, лучше, чем просто результат. В арсенале преподавателей — использование игровых практик, развивающих фантазию, стимулирующих интерес к постижению навыков сценической речи.
  4. Принцип партнёрства — практика показала: в школе ораторского мастерства, где учащийся и педагог сотрудничают друг с другом наравне, результативность выше, в сравнении со школами, где преподаватель априори находится на ступень выше, и где он требует от ученика безусловного исполнения заданий.
Содержание
Научитесь чётко, уверенно и ярко доносить свои мысли, проводить презентации и обосновывать свою позицию в дискуссиях и переговорах.
Оставьте заявку на консультацию

и мы расскажем, как этот курс поможет лично вам

Спасибо, мы получили вашу заявку!

В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!

Смотреть
По данным исследований, 85% карьерного и финансового успеха зависят от навыков эффективного общения и ведения переговоров.
x

Обратный звонок

Спасибо, мы получили вашу заявку!

В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!

Смотреть
x

Записаться

Оставьте заявку и мы расскажем как за 3 часа можно прокачать свою речь и какой результат этот практикум даст именно вам!

Спасибо, мы получили вашу заявку!

В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!

Смотреть
x

Обратный звонок

Спасибо, мы получили вашу заявку!

В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!

Смотреть
x

Обратный звонок

Вы будете перенаправлены на сайт сервиса оплаты.

Спасибо, мы получили вашу заявку!

В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!

Смотреть