Чтобы остаться в памяти у слушателей, одних фактов недостаточно. Важно двигаться по понятной траектории, вовлекать и вызывать эмоции. Когда структура четкая, слушатели воспринимают вашу речь как цельную, логичную историю и следят за нитью вашего повествования с начала до конца. В этом тексте расскажем, как структурировать речь, чтобы вас запомнили, и ваши идеи нашли отклик в умах и сердцах людей.
Существует базовая универсальная структура выступления, проверенная временем и практикой. Она помогает выстраивать речь логично и последовательно, удерживать внимание слушателей и доносить суть.
Любое выступление состоит из трех частей:- Вступление. Выйдите спокойно, займите центральное положение на сцене и выдержите паузу. Поприветствуйте аудиторию, представьтесь и задайте вовлекающий вопрос, чтобы установить контакт. Кратко расскажите, кто вы и какую пользу люди получат. Это заложит фундамент сильного и запоминающегося выступления.
- Основная часть. Расскажите о текущей ситуации и проблемах, с которыми сталкиваются слушатели. Для усиления эффекта приведите примеры последствий и добавьте данные исследований или факты. Поделитесь историями успеха и покажите, что трудности можно преодолеть. Затем подведите к своему решению через конструкцию «именно поэтому». Расскажите о выгодах и ценности решения для аудитории.
- Завершение. Сделайте вывод и верните слушателей к вопросу «зачем я здесь». Такое структурирование речи позволяет закрыть эмоционально-логическую петлю, которую вы сделали в самом начале. Выразите личное отношение к ситуации и добавьте энергичный призыв к действию. Поблагодарите аудиторию и попрощайтесь.
Обычно вступление занимает 10−20% от времени выступления, основная часть — 60−80%, завершение — еще 10−20%. Многие ораторы делают вступление формальным и не стараются создать эмоциональный контакт со слушателями, и тогда становится непонятно, как запомниться аудитории и не просто рассказать информацию, а создать тонкую незримую связь.