Для того, чтобы результативно общаться с людьми, необходимо правильно улавливать, истолковывать, передавать интонацию речи. Избыток или недостаток выразительности, несогласованность с ситуацией акцента в словах — одна из причин неверного толкования, противоречий при общении. В публичном выступлении с бедно выраженной интонацией речь звучит монотонно, скучно, неинтересно для слушателей.
Энергия голоса прямо зависит от тембра, высоты, артикуляции, интонации. Для раскрытия мощи голосовых связок, для того, чтобы научиться корректно подбирать тон, нужно систематически тренироваться. В статье мы рассмотрим, какие бывают интонации голоса, какими упражнениями отрабатывают свой голосовой аппарат, чтобы речь стала ярче, приобрела эмоциональную окраску, точно характеризовала настроение, переданный смысл.
Уместно выбранная интонация обеспечивает эффективную коммуникацию. С ее помощью говорящему легче выразить своё эмоциональное состояние: удовольствие, возмущение, недоумение или сарказм. Она увеличивает смысловую «массу» слов, предложений, что дает возможность слушателю отчетливее понять прямой смысл не только высказывания, но и скрытое значение, а также замыслы или настроение оратора.
Помимо этого, применение разнообразных интонаций помогает поддерживать интерес, привлекать внимание публики. От монотонного разговора слушатели быстро потеряют интерес, живая перемена тона обостряет внимание, стимулирует к участию в общении.
Особенное свойство интонации — выполнять структурирование информации в речи, выделять ключевые части, показывать второстепенные элементы, делить высказывание на логические фрагменты, подчеркивая важные моменты. Такие действия важны на публичном выступлении, презентации, где нужно точно отразить ключевые замыслы или уверить публику.
Ничем непримечательная интонация в речевом общении своими недостатками может уменьшать успешность коммуницирования, влиять на отношение аудитории к говорящему. Проблемы бессодержательного интонирования:
Важным условием успешной коммуникации, помогающим не только в передаче обращения, но и в его распознавании, формировании необходимого эмоционального настроения, является корректное интонирование. Чтобы наша речь выразительно убеждала слушателей, необходимо проверить ее на:
Существует три вида речевой интонации в соответствии с задачей сообщения:
Повествовательные реплики произносятся спокойным неизменным тоном. Речь при этом протекает размеренным ходом, то поднимаясь, то понижаясь. При звучании исключительно повествовательных интонаций доклад становится скучным. Оратор или другое публичное лицо, чтобы произвести впечатление, применяет фразы с вопросительным/восклицательным смыслом в тех высказываниях, где они уместны.
Вопросительные предложения произносятся с повышением тона в начале, с понижением в конце. В восклицательном сообщении наоборот: сначала фразы произносят низким тоном, к концу — высоким. Ораторы, выступая, всегда чередуют или комбинируют между собой несколько видов интонаций.
Всего существует около ста интонаций, которыми пользуются при передаче устной информации. Заслуженным ученым, исследователем русского языка Всеволодским-Гернгросс было выявлено их шестнадцать видов:
Для успешного влияния на аудиторию, чтобы уметь защищать свои идеи, убеждать конкурентов, необходимо освоить десять интонаций, научиться транслировать голосом не менее десяти основных эмоций.
В соответствии с тоном речи различают:
Стилистическая функция составляет отдельное понятие лишь условно, так как она, в любом случае, будет синтаксической — определена для передачи некой информации или сообщения. Но стоит отметить, что телеведущий новостей читает материал не совсем так, как его преподносит преподаватель университета. Вечернюю сказку своему 4-летнему ребенку вы прочтете совсем иначе, чем расскажете какую-нибудь жизненную историю 15-летнему подростку.
Интонации можно дать иное определение. Например, разбить на группы с названием интонации завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения, разделения, а также звательные интонации. В самих наименованиях уже понятно их назначение.
Получить нужный эффект можно с помощью корректирования определенного компонента интонирования. В продолжение темы — интонационные структуры, разбор составных элементов.
Повествование произносится умиротворенно, размеренными фразами, предложениями. Разговор звучит равномерно, голос может немного подниматься, иногда — опускаться, но в целом такая речь кажется ровной. Но видов тона речи гораздо больше.
Этот способ вполне подходит, если вам нужно объяснить слушателям материал за 5 минут, чтобы при этом они быстро вникли в суть, не отвлекаясь на эмоции, помехи. Но есть значительный минус — при таком способе говорения нельзя надолго удержать внимание. Поэтому структура, смысл информационного материала должен быть продумал до мелочей, чтобы точно знать, чем привлечь или удержать интерес публики.
В вопросительных эпизодах речи происходит возвышение тона голоса на начальном этапе с дальнейшим снижением ближе к концу. При восклицании все противоположно: повышение тона бывает при окончании фразы. Вставляя вопрос или восклицание между смысловыми эпизодами, владеть увлеченностью слушателей можно долго. Или точнее, до окончания урока, лекции. Мероприятий с чтением сообщений более чем на 30 минут уже никто не практикует.
Поэтому, если вы освоите постановку интонации, а также способами удержания заинтересованности участников в течение получаса, можно считать тему изученной.
Что касается модной формы общения — онлайн-стримов — они длятся обычно больше часа. Здесь, как правило, запланированы интервалы для общения с онлайн-аудиторией, тестирование звука, запроса обратной связи («Как слышно?», «Как видно?»), чтение комментариев, ответы на вопросы, заданные зрителями, также подготовленные ведущим.
Основная схема доклада соответствует получасовому формату, который должен быть организован, отработан, прорепетирован или хорошо просчитан.
К каждому типу, виду интонемы, каждому виду, функции интонации необходимо выбрать темп речи. Если преподаватель станет говорить ровным повествовательным тоном без рывков вверх-вниз, да еще при этом очень быстро, студенты ничего не поймут на такой лекции. А если у преподавателя речь будет, наоборот, медленной, слушатели не смогут удержаться от сна.
Знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть» читается не быстро, не медленно. Зрителям нужно время на осмысление, но, вместе с тем, нельзя, чтобы они забыли последовательность сюжета.
Торжественный спич по поводу юбилея должен быть размеренным. Речь диктора в новостном выпуске — четкой, без эмоций. Звуковое объявление «Потерялась девочка, нашедшего просят сообщить в службу безопасности», — зачитывается быстро, точно. Но беседу с найденной беглянкой и вопрос: «Ты зачем сбежала от мамы?», — лучше произносить с эмоциями, медленно.
У каждого найдется много историй, когда корректно выбранный темп речи интонации идет на пользу и лучше раскрывает смысл высказывания. Поэтому обучаться говорить быстро или медленно — одинаково важно.
Голос говорящего должен хорошо слышаться в любой точке зала. У бывалых ораторов вырабатывается хорошая привычка — перед мероприятием спрашивать публику: «Последние ряды, меня хорошо слышат?» Обратите внимание еще раз — этот вопрос имеет смысл задавать, только если вы уже автоматически контролируете голос. Начинающие ораторы после получения даже положительного ответа от слушателей, скоро снижают громкость голоса, их плохо слышно.
Нужно постараться сделать так, чтобы люди на первых рядах не устали от большой громкости вашего голоса, когда вы будете работать на «галерку». Чтобы такое явление не происходило, нарабатывают характеристику «полетность» или слышимость голоса на большом расстоянии без обязанности повышать громкость. Поэтому, если вы отработаете этот навык, у вас не будет промахов с силой звука, вы навсегда научитесь, с какой интонацией можно говорить и в каких обстоятельствах.
К этой речевой категории не существует парного антипода. Всё из-за того, что от ритмичности зависит восприятие речи. Громкость или тон звука можно изменять по ситуации, но если вы бесконечно теряете ритм, то не найти таких способов, чтобы сделать речь благозвучной, понятной.
Ритмом называют управляемый порядок тех или иных характеристик речи. К примеру, чередование длинных/коротких предложений, логических ударений/безударных элементов. Ведь рассказ из пяти-шести замысловатых предложений подряд отобьют интерес даже у самых терпеливых слушателей. Изобилие слов-паразитов, неуместных пауз делают речь разорванной, сложной для восприятия, даже если говорятся интереснейшие вещи.
Если вы уже употребили какую-нибудь сложную, непроизносимую фразу, вроде «экстранационализация», в ближайших предложениях не вставляйте слово «интернационализация». В противном случае слушатели только собьются с ритма до окончания вашего сообщения.
Такое же положение с применением пауз в высказываниях. Отслеживайте, чтобы их расстановки были своевременны, именно в тех местах, где это должно быть. Чтобы не получилось как-то так: «пойду-ка лечить зубы», которое не трансформировалось бы в «пойду калечить зубы», а аудитория всерьез озадачится, перестанет следить за вашими рассуждениями.
Это важное физическое свойство голоса. Специалисты считают тембр таким же уникальным качеством, сродни отпечаткам пальцев — тембральную голосовую окраску человека невозможно изменить, это индивидуальная характеристика. Тембр играет роль в правильном интонировании не менее, чем остальные функции.
Бархатистая интонация легче дается людям с низковатым голосом, а звонкоголосым совсем не трудно резко взять «вверх». Одновременно с этим, тонким голоском тяжелее убедить, особенно, находясь в негодовании. Да и интонационное разнообразие радостных эмоций у таких людей ограничено детским смехом.
Может, сама природа ограничивает возможности интонирования с помощью тембра, и стоит принять это как данность? Совсем нет. Если поработать над резонаторами — грудным, головным, носовым, ротовым, затем тренировать их соединение в постоянном режиме, то такие упражнения на развитие интонации дают впечатляющий результат при управлении тембром. Рассмотрим, какую пользу приносит соединение резонаторов:
Знаменитая фраза великого Станиславского «держать паузу» стала находкой не только для сценической речи. Она означала выдерживание долгой паузы таким образом, чтобы в зале воцарилась тишина ожидания того, что произойдет далее. Конечно, такое возможно лишь, когда пауза не проходит в абсолютном бездействии, а наполнена мимикой, жестами, игрой взглядов.
Даже если вы далеко не актер, вам вполне позволительно допускать в выступлении краткие паузы, легкую мимическую жестикуляцию — движение бровей, повороты головы, взгляды вверх/вниз. Но не затягивайте паузу настолько, чтобы вы не смогли ее заполнить. Это вырабатывается тренировками, позже вы сможете даже планировать паузы в некоторых местах для небольшой передышки, не боясь потерять внимание аудитории.
Применение логических ударений не требует от оратора специальных навыков. Единственный нюанс: не нужно делать их слишком много — слушатели попросту запутаются, что же здесь является самым главным. Но иногда используют прием расстановки логического ударения над каждым словом предложения.
К примеру, если вы на публике выражаете сразу удивление с возмущением из-за чего-либо, как раз уместно ставить ударение над каждым словом «Кто? Вам? Это? Сказал?» Оставляйте короткую паузу между словами.
В некоторых случаях элементом интонирования считают интенсивность звука. Если считать эту категорию физической величиной, то ей можно дать определение — мощность, переносимая в направлении перемещения звуковой волны в сторону распространения. Некоторые источники термин «интенсивность» истолковывают со значением, аналогичным слову «интонация». Такие тонкости познаются, когда начинается работа с голосом, отработка интонации.
Эмфазу или эмфатическую долготу также относят к способу интонирования, однако не часто используемого. Это несколько увеличенная продолжительность звучания одного-двух звуков в слове. Например, протягивание гласной в слове «Не-е-е-т» для того, чтобы произвести впечатление. Так выглядит эмфаза. Стоит ли применять такой инструмент интонирования, каждый решает сам, но не нужно использовать ее слишком часто.
Этот тренировочный комплекс направлен на разработку интонации. Вы получите навыки настоящего оратора, ведь слушателям интересно не только содержание, но и подача материала. После тренировок станет заметно, какую динамичность обрел голос, речь привлекает, притягивает аудиторию. Вы сможете держать внимание, пока не закончите свое выступление.
Упражнения для интонации голоса, направленные на развитие логического ударения, помогут улучшить возможности речи.
Упражнение 1. Перефразирование с перестановкой ударения
Это упражнение поможет вам лучше отслеживать, находить логические акценты в сообщении, применять их для указания главных мыслей.
Упражнение 2. Использование логического ударения в диалогах
Выполняя эти упражнения, вы сможете тренироваться в применении ударения в динамично изменяющейся форме — в диалоге, закрепить свои навыки влияния на публику.
Логическую мелодию в речи используют, чтобы придать сообщению понятный формат, выразительность, передав впечатления, смысловой оттенок сообщения. Два упражнения, которые помогут вам научиться применять мелодию речи для выполнения конкретных коммуникативных целей.
Упражнение 1. Изменение мелодии предложения
Эта тренировка поможет вам до конца понять назначение мелодичности в изложении смысла, эмоциональной сферы речи.
Упражнение 2. Чтение текста с заданной эмоцией
Эти упражнения на интонацию развивают гибкость с помощью мелодии для передачи всего спектра эмоций, настроений, которые позволят сделать ваш язык более убедительным, запоминающимся.
Эмоциональной выразительностью можно создать связь с аудиторией, повысить влияние своим выступлением. Для улучшения вашей способности устно транслировать эмоции, выполняйте упражнения.
Упражнение 1. Эмоциональный пересказ историй
Это упражнение помогает развивать навык проявлять различные эмоции, преображать речь в более живую, увлекательную.
Упражнение 2. Эмоциональная декламация стихов
Декламация стихов с выражением эмоциональной окраски даст возможность сосредоточиться на звучании голоса, его выразительности, от чего ваша речь становится живой, яркой, незаурядной. Аудитория ее не оставит без внимания, обязательно запомнит.
В разговорной речи точно отобразить конструкцию, смысл текста можно с помощью интонирования знаками препинания. Эти два упражнения помогут вам следить за собственной интонацией при чтении текста со знаками препинания.
Упражнение 1. Чтение текста с намеренным интонированием знаков препинания
Это упражнение на развитие интонационной выразительности речи поможет выработать ритмичность, необходимую для правильного прочтения структуры, эмоционального тона текста.
Упражнение 2. Интонирование текста без знаков препинания
Интонационные упражнения тренируют навык читать «зашифрованный» смысл, применять интонацию для определения или передачи структуры изложенного материала, даже если знаков препинания нет. Также они помогают выработать адаптивность в применении интонации для повышения понимания, толкования текстов.
Красивая плавная речь вырабатывается при правильном дыхании. Это упражнение можно включить в комплекс разминки на тренировке по развитию интонации. Выполните технику «Проколотый мяч» в несколько заходов, затем приступайте к следующим действиям.
Описание упражнения
Обхватите ладонями бока грудной клетки, направление больших пальцев — к спине. Глубоко вдохните. Ощутите руками, насколько расширилась грудная клетка. Далее имитируйте выходящий воздух из прокола в резиновом мяче. Для этого сделайте выдох медленно, плавно, но энергично, вместе с этим произносите безостановочно звук «ссссс». Сжимайте руками имитируемый проколотый мяч вместо грудной области, стремитесь свести ладони вместе по мере выхода воздуха из легких. Когда в груди не останется воздуха, руки сомкнутся. Снова вдохните, повторите энергичное выдавливание кислорода из легких.
Для русскоговорящих людей можно начать с поэзии Есенина, Маяковского. Это позволит проработать контрастные речевые интонации. Романтичную поэзию Есенина стоит читать немного нараспев, бунтарское творчество Маяковского смело «рубите кусками», разделяя строки на привычные для произношения абзацы.
Глубокий вдох набирайте в нижнюю часть легких. При этом проверяйте, чтобы не приподнимались плечи, от запаса воздуха остаются раздутыми бока, живот, пока читается вся строка. Не выдыхайте сразу же с первыми словами строки, от этого пострадает четкость речи. Кроме того, дыхание может закончиться прежде, чем вы дочитаете строку. Придется делать паузу в неподходящем месте для вынужденного вдоха, что подпортит мелодику поэзии. Общая картина чтения будет безнадежно испорчена.
После двух контрастных авторов можно переходить к любимым авторам или тем произведениям, с которыми вы познакомились на уроках русской литературы, где нужно сдавать чтение вслух. Эта тренировка интонации поможет улучшить не только ваше произношение, но и школьную успеваемость.
Это же упражнение можно порекомендовать тем, кто разрабатывает голосовой аппарат для пения. С каждым новым разбором песни стоит начать с обычного ее прочтения, как стихотворного произведения, то есть текста без музыки и пения. В общем, любую песню можно рассматривать, как стихи с соответствующей к ним музыкой, в чтении проблем возникать не должно.
Следующий этап — отстукивание ритма в процессе чтения. Это позволит проводить работу с интонацией совокупно, т.е. тренировать при этом темп с ритмом. Допустимо прихлопывать в ладоши или задавать ритм, стуча по столу. Важно, чтобы пойманное чувство ритма, было удержано до конца чтения.
Последняя задача на усложнение, где надо постараться сохранить темп, ритм, остальные элементы интонирования при чтении стихотворения с закушенным карандашом в зубах. Не напрягайте челюсти, не сжимайте зубы, с расслабленными мышцами челюстей вложите поперек карандаш, начните читать стихотворение.
От успешных тренировок со стихами постепенно начинайте упражняться читать вслух прозаические тексты, а не наоборот. В обычных текстовых фрагментах для вас не будет встречаться рифмованных подсказок, которые позволяют подобрать логичную интонацию. С этой задачей вам придется справляться самостоятельно, в этом заключается смысл чтения.
Возьмите любой текст, хотя бы даже из учебника по физике твердого тела. Начните подражать интонации какого-нибудь героя или реального лица: Дориана Грея, Пьера Безухова, Джульетты, Анны Карениной, телеведущего Леонида Якубовича, юмориста Михаила Задорнова.
Практическая находка насчет чтения учебников — для начинающих родителей, заканчивающих вуз. Можно совмещать свое обучение с вечерним чтением для малыша. Читайте с выражением ребенку перед сном любой параграф учебника. Маленьким деткам смысл прочитанного пока не понятен, но интонацию они чутко распознают. Так вы с ребенком побудете, успокоите его, да и свои знания подтянете, если немного отстали по причине прибавления в семействе.
Когда вы, наконец, успешно выполнили все упражнения, пришло время поработать с любым знакомым вам текстом, с которым вы вели работу над интонацией, читать вслух, выражая разные эмоции. Подойдет стихотворение, песня, отрывок из пьесы или тот же учебник по физике, даже скороговорки, ранее проработанные вами.
Вы должны во время чтения показать поочередно все основные эмоции: счастье, печаль, страх и гнев, отвращение, удивление. Запишите свое выступление на видео. Люди, далекие от актерства, изображают эмоции удивительно похожими. В таком исполнении страх и удивление оказываются практически одинаковыми.
Если у вас получается также, пробуйте активнее артикулировать со звуками. Может получиться так, что вы просто не знаете, как изобразить совершенно не свойственную вам по характеру эмоцию. В этом случае внимательно смотрите кинофильмы, ходите на театральные спектакли, обращайте внимание, как соотносится мимика с изображаемыми эмоциями. Постепенно у вас накопится собственный багаж знаний, вы легко воспроизведете любое настроение.
Эти рекомендации всегда помогают известным актерам, ведущим специалистам по ораторскому искусству. Возьмите тоже себе на заметку, чтобы почувствовать естественную мощь голоса.
Иногда во время тренировок возникают проблемы: как развить интонацию в речи, правильно ли выполняется упражнение или вы желаете увеличить учебный материал для развития выразительности, эмоциональности речи, в этом случае понадобятся консультации специалистов. Вместе с опытными наставниками можно быстро решить возникшие проблемы.
и мы расскажем, как этот курс поможет лично вам
В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
Смотретьи мы расскажем, как этот курс поможет лично вам
В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
Смотреть