Это научная система анализа личности и общения, выросшая из принципов транзактной психологии. Модель является системой анализа межличностных отношений. Метод раскрывает восприятие реальности каждым человеком, его коммуникативные навыки, источники мотивации, реакции на стресс. Используя PCM, люди могут существенно улучшить качество общения, достичь более глубокого понимания себя.
Разработчиком выступил доктор психологических наук из США Тайби Кэлер. NASA привлекло его в качестве консультанта по психологическому отбору будущих космонавтов. Методика создавалась на основе исследований, которые более двух десятилетий применялась NASA для селекции кандидатов в космонавты, создания эффективных экипажей.
В ходе работы Кэлер сфокусировался на изучении механизмов возникновения стрессовых состояний, разработав способы их прогнозирования и корректировки. Основной фокус был на изучении межличностных отношений астронавтов, их реакций в экстремальных условиях. На основе эмпирических данных о поведении людей, их взаимоотношениях доктор Кэлер разработал инновационную методику селекции кандидатов, которая переросла в PCM (Process Communication Model).
Сегодня крупнейшие компании, включая российские, активно применяют PCM. Методика помогает им в рекрутинге персонала, создании рабочих групп, оптимизации коммуникаций в организации, при взаимодействии с клиентами.
За пять десятилетий методика завоевала признание в разных областях. Корпоративный сектор активно применяет её для оптимизации командной работы, минимизации внутренних конфликтов, создания эффективных рабочих групп. PCM успешно интегрировалась в гуманитарные сферы, применяется при работе с учащимися, пациентами больниц, семейными парами, нуждающимися в консультации специалиста.
В основе Process Communication Model лежит несколько принципов, которые создают успешное общение, продуктивное взаимодействие участников диалога.
Базовые концепции PCM можно использовать во многих контекстах — бытовых разговорах, деловых переговорах, разрешении споров.
В методике Process Communication Model выделяют 6 основных психологических портретов человека:
Каждый из этих типов имеет свой набор поведенческих характеристик. При этом типы личности сочетаются в разных пропорциях, причем один из них играет основополагающую роль, влияя на психологию индивида.
Каждый воспринимает и оценивает окружающий мир по-своему. То, что благо для одного, может быть неприемлемо для другого. Например, отзывы об одном отеле бывают противоречивыми: одни гости выражают восторг, другие же высказывают откровенное недовольство. Это связано с разным восприятием одних и тех же ситуаций, а также с различием в психологии людей.
Рассмотрим каждый тип личности детально.
Они умеют организовать свою жизнь — тщательно планируют, проявляют высокую ответственность, строгую дисциплину. За основу принятия решений берут факты и данные. Любят функциональные бытовые вещи. Логики умеют систематизировать информацию, но у них иногда возникают проблемы с проявлением креативности и эмпатии. Однако, желание развиваться, улучшает эти навыки.
Логику важно, чтобы все вокруг также проявляли ответственность и логическое мышление в своих поступках. Это иногда может быть причиной конфликтов, так как не все это поддерживают.
В поиске новых знаний и информации, предпочитает общение, основанное на обмене фактами и аргументами, вместо эмоционального контакта. При принятии решений руководствуется своим предыдущим опытом, не всегда готовы к экспериментам с новыми, рискованными подходами. В профессии несет на себе полную ответственность, стремится к идеалу, что иногда приводит к перфекционизму и зависимости от работы.
Рекомендации по общению с логиками:
Надежность, преданность, внимательность — основные качества, которыми отличаются люди с типом «Упорный». Они стремятся найти опору в традициях и смыслах — это позволяет им четко ориентироваться в окружающем мире. Для них преданность своему делу — важнейший принцип, который направляет их действия и решения. Они держат свое слово, выполняют обязательства, стремятся к изменениям в лучшую сторону.
Недостатки характера — негибкость мышления, чрезмерная склонность к осуждению других. В своем восприятии реальности они фокусируются на своих убеждениях, отвергая все, что не соответствует их ценностям. Им дискомфортно в общении с теми, кто не проявляет степени лояльности, как они сами. Если рядом окажется человек, чьи убеждения сильно отличаются, этот тип может вступить в конфликт с «непримиримым» собеседником. Упорный, в данном случае, выступает как сторонник критического подхода и начинает свою кампанию против противоположных взглядов.
Он анализирует окружающих, обращая внимание на каждую деталь — от манеры поведения до выбора слов. Для него внешность — не отражение личности, а способ определить свою принадлежность к конкретному сообществу людей — коллегам, представителям культуры, социальному классу.
Рекомендации по общению с упорными:
Их восприятие мира определяется ощущениями, они интуитивно чувствуют эмоциональное состояние других людей. Заботливые, внимательные, проявляющие теплоту и сочувствие, они готовы всегда поддержать. Создавая комфорт в отношениях, душевные могут добиться взаимного понимания и гармонии в общении.
Для них важны эмоции, а также соблюдение личных границ и самоуважение. Однако, склонность чрезмерно приспосабливаться к другим, даже в ущерб своим интересам, может стать для них источником мук.
Душевные создают гармоничные отношения, избегают конфликтов. Они стараются поддерживать эмоциональную связь и близость с другими. Однако для них может быть сложно отстаивать свою точку зрения и устанавливать личные границы из-за страха перед конфликтами.
Душевные могут винить себя в разных ситуациях и несчастьях, а в моменты стресса стать критичными к себе, чувствовать сильную неуверенность. Они склонны дарить другим тепло и заботу, ожидая признание. Однако если признания не последует, душевные могут почувствовать разочарование и сомнения.
Рекомендации по общению с душевными:
Эти личности выделяются нестандартным мышлением, непредсказуемым поведением. Их главная черта — способность вдохновлять. неугасаемая тяга к экспериментам. В общении они резко выражают симпатии или антипатии, часто используют неформальную лексику и юмор. Однако им не хватает дисциплины, они постоянно испытывают терпение общества.
Такие люди блестяще справляются с нешаблонными задачами, легко подстраиваются под ситуацию, не боятся самоиронии. Сконцентрированы на текущем моменте, избегают монотонности и четких графиков. Их эмоциональное состояние легко считывается по мимике и жестам.
Человек с этим характером обладает природной харизмой и яркостью. Он может создавать непринужденную атмосферу, разряжать напряженные ситуации шутками. Однако, импульсивное поведение, непредвиденные действия часто вызывают дискомфорт у окружающих, что затрудняет взаимодействие. Типичная черта бунтаря — обвинять других в своих промахах и переживаниях.
Рекомендации по общению с бунтарем:
Это творческие люди с развитой фантазией, которые любят проводить время наедине с собой, погружаясь в мир своих мыслей. Их внутренний мир настолько богат, что общение с окружающими часто отходит на второй план. Для завершения проектов им необходима внешняя мотивация, а для создания идей — уединение и тишина.
Эти люди мыслят нестандартно, создавая новые идеи без оглядки на существующие шаблоны. Они незаменимы в сферах искусства, науки, где требуется оригинальность, способность создавать нечто необычное.
Мечтатели ограничивают социальные контакты. Они стараются избегать споров и напряженных диалогов, сводя общение к необходимому минимуму. При эмоциональном истощении от социального взаимодействия они либо полностью отстраняются от ситуации, либо ведут разговор формально. Восстановить силы им помогает уединение и личное пространство.
Рекомендации по общению с мечтателями:
Энергичный и целеустремленный человек с этим типом личности — настоящий магнит для всех. Деятель — прирожденный лидер — не любит пустые разговоры, а немедленно берется за дело. Его стихия — большие начинания и амбициозные цели, ведь размеренная жизнь вызывает у него скуку. Природное обаяние, интуитивное понимание людей помогают легко налаживать контакты с любым собеседником. Однако в стремлении к быстрым результатам он может пропустить критические моменты и недооценить возможные препятствия. Главное для такой личности — постоянное движение вперед и эмоциональный подъем от реализации своих замыслов. Этот тип людей заряжается энергией от активности.
У деятеля активная жизненная позиция, при необходимости начинает все с чистого листа, проявляет настойчивость после неудач.
Однако этому типу личности трудно строить доверительные и глубокие взаимоотношения. В моменты напряжения он может отстраниться от коллектива или партнера. Для достижения результата такие люди склонны манипулировать, что вызывает негативную реакцию окружающих.
Рекомендации по общению с деятелями:
По РСМ-методике каждый тип личности обладает характеристиками, которые не делают его ни лучше, ни хуже других. Нельзя оценивать человека одним типом, поскольку каждый — сложное сочетание нескольких черт. Однако базовый тип личности играет важную роль в восприятии окружающего мира, определяя, через какие призмы мы видим и понимаем происходящее вокруг нас: чувства, мысли, мнения, действия, реакции или воображаемые сценарии. Это взаимодействие разных типов личности делает нашу коммуникацию богатой.
Наша личность — сложный и многогранный феномен, который может проходить через изменения в течение жизни. Каждый имеет базовый тип личности, который может уступить место другому. Смена фаз влияет на приоритеты, мотивацию, психологические потребности. Формулировка «он стал другим человеком» отражает эту динамику внутренних изменений.
Каждый тип личности имеет свой «язык» — уникальную систему ценностей. Для успешной коммуникации с другими людьми необходимо адаптировать свой стиль общения под конкретного собеседника. Это выбор правильных слов, умение чувствовать и понимать невербальные сигналы — выражение лица, жесты, мимика. Это способствует более глубокому пониманию.
Когда дело касается взаимодействия на работе, нужно учитывать, что каждый индивидуум имеет свой стиль управления, который лучше всего сочетается с его личностью. Этот стиль влияет на показатели успеха при взаимодействии с коллегами, подчиненными и партнерами.
Компании сотрудничают благодаря движению межличностных связей. Взаимодействие между представителями разных организаций определяет успешное заключение контрактов и долгосрочное сотрудничество. Умение видеть клиента или партнера поможет построить доверительные отношения.
Получив результаты PCM-диагностики, вы сможете:
Любой коллектив — единый организм, где успех зависит от вклада каждого участника. Эффективное взаимодействие между сотрудниками — основа успеха, включая соблюдение графика работы, грамотное управление персоналом, распределение обязанностей. Анализ характеристик членов команды поможет выстроить продуктивный диалог, выявить таланты, определить потенциал каждого работника для совместной работы.
В корпоративной среде PCM-методология открывает следующие возможности:
Использование модели процесса коммуникации в современной организации открывает возможности для развития бизнеса, настолько обширные, что их можно описать в нескольких томах. Метод является катализатором роста, универсальным инструментом мотивации. Участники тренингов осваивают навыки коммуникации с разных позиций, примеряя на себя разное поведение, что сплачивает коллектив.
Есть несколько способов изучения PCM. Один из них — заполнение опросника для диагностики личности. По результатам тестирования создается развернутый отчет на 25 страниц, детально описывающий личность клиента. Затем проводится двухчасовая встреча с консультантом, который знакомит с основами метода, разбирает анкету, проясняет все непонятные моменты.
Корпоративным клиентам будет интересен другой формат — двухдневное групповое обучение. На таких интенсивах под руководством тренеров команда или менеджмент глубже погружаются в методологию. Участники получают теоретические знания, отрабатывают их на практике. Каждый сотрудник получает свой психологический портрет.
Process Communication Model тренинг поможет освоить техники правильного реагирования на негативное поведение и конфликты. Здесь научат управлять своими эмоциями, превратить агрессивный диалог в продуктивное общение, сохраняя спокойствие, помогая оппоненту настроиться на конструктивный лад.
и мы расскажем, как этот курс поможет лично вам
В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
СмотретьВ ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
Смотретьи мы расскажем, как этот курс поможет лично вам
В ближайшее время с вами свяжется наш лучший менеджер. Пока вы ждёте тренинг, посмотрите урок в telegram-канале и начните звучать статусно!
Смотреть