Стало привычным, что прохождение обучающих курсов, собеседований, участие в конференциях, спецпроектах, защита дипломных работ студентов полностью проходит в онлайн-формате. Сеть буквально взорвалась от обилия видеоконтента, когда наступила всемирная эпидемия COVID-19. Даже тем, кому никогда не приходилось работать на камеру, пришлось, переборов страх, учиться говорить в «глазок» устройства.
В статье мы разберем несложные правила, как чувствовать себя уверенно перед камерой на съемках трансляции, видеоподкаста или личного видеоблога, при этом быть настроенным на успех. Кроме того, мы рассмотрим упражнения для ведущего, используемые дикторами, актерами при подготовке.
Исследования показали — 91 % компаний применяют видео с целью улучшить свои маркетинговые стратегии. Делают они это не только из-за красоты, эффектности кадра, но и для роста продаж.
Видео привлечет внимание зрителей активнее, чем текст или неподвижная графика. В этом мультимедийном контенте включены одновременно два компонента: визуальный и аудиальный. Включив ролик, можно увидеть, услышать или запомнить смысл основной информации, передающейся обоими способами. К тому же, видеоформаты постоянно совершенствуются: еще недавно все смотрели горизонтальное расположение кадров на телеэкране, компьютере, сейчас же чаще просматривают изображение на смартфоне в вертикальном режиме.
По статистике 2019 года 91,7 % пользователей гаджетов располагали свои устройства вертикально, из них 82,5 % делали так при просмотре видеороликов.
Прислушавшись к себе, нужно смириться с фактом: наличие страха, волнения — это нормально. Собственный настрой «мне нужно нравиться аудитории» демонстрирует опасение недовольством социума.
Первое средство против волнения — знать предмет разговора. В методических рекомендациях, пособиях для телеведущего, встречается рецепт примерно такого содержания «узнавайте больше, чем хотите сказать». Для человека, владеющего темой, не составит труда говорить спокойно, уверенно. В отличие от того, кто плохо в ней разбирается. При «провальном» обороте или в ситуации, когда фраза/слово потерялось, владение материалом всегда выручит. Можно рассказать что-либо из параллельной тематики, привести примеры, чтобы не делать долгих пауз.
Второе средство — составить сценарий выступления. Спикеру стоит написать основную схему своей речи: когда, как подавать информацию, наметить даты, имена, как поступать при форс-мажоре. Чтение с листа всего текста — не самая хорошая идея. Пусть этот тезисный план лежит в поле зрения сбоку от объектива камеры, чтобы посмотреть, если возникла необходимость. Основной объем информации ведущий должен помнить, но трудные фамилии, точные даты подскажет тезисный план.
Сценарий несет еще дополнительную функцию. Своим наличием он успокаивает спикера. Для малоопытных ведущих это хорошая возможность иметь под рукой материальное воплощение своей готовности.
Третье средство — представить, что выступление уже провалено. Во всех красках вообразить себе, как выступление не возымело эффекта, аудитория скучает. Такую «пытку» необходимо представить, чтобы понять какими будут последствия — людям свойственно бояться нелогичных вещей, нагнетать из-за этого страх. Оратору не хочется оказаться в неловком положении в глазах зрителей, ощущать их жалость, не оправдать их надежд.
Здесь нужно понять — не случится мировой катастрофы, вас не станут сжигать на костре. Самое страшное, что произойдет — зрители потеряют интерес. До начала выступления в крови повышается уровень кортизола, гормона стресса, поэтому может быть тревога, паника. Глубоко вдохните, будьте уверенны, ничего непоправимого не случится. Пройдя через первый шторм волнения, вы спокойно отнесетесь к происходящему, поймете, как уверенно держаться в кадре перед камерой.
Сначала перескажите свою речь про себя 2-3 раза. Потом произнесите ее вслух перед домашней камерой. Отрепетируйте с добавлением жестов, изменений в голосе: ускорения, пауз в ключевых местах. Понаблюдайте, в какой позе вы стоите во время произнесения спича.
Отдельное внимание уделите материалу. Подготовленный, распечатанный на бумаге текст станет скорее помехой, чем подспорьем. Он создает рамки, не дает подключать красноречие, губит фантазию. Лучше, как уже говорилось, составьте схему речи, тезисный план. Сядьте перед включенной камерой, посмотрите, где удобнее положить материал, чтобы он не был виден в кадре.
Сделайте запись пробной версии, посмотрите, что получилось. Будьте готовы к тому, что в этот раз вы останетесь недовольны собственным голосом, жестами, манерами. Захотите переписать ролик. Сначала разберем, как научиться говорить на камеру, чтобы в кадре все смотрелось гармонично.
От слов, жестов зависит значимая половина успеха выступления, но существует еще правило соответствия. Гармоничный образ оратора завершается хорошо подобранной одеждой, правильной осанкой. Для соответствия обстановке, интересам зрителей, необходимо предварительно выполнить анализ аудитории. В некоторых ситуациях простой водолазкой, брюками можно отразить стиль (вспомним Стива Джобса).
Одна из рекомендаций — надевайте вещи, в которых удобно, и которые придают «внутреннее достоинство». Рубашка, в которой вы защищали дипломный проект, новая футболка с принтом любимой группы, «счастливые» туфли. Вещи должны приближать к одной цели — внушать уверенность, спокойствие.
С помощью СМИ подобрать себе образ нетрудно. Традиционный костюм всегда вписывается в образ, но он совсем не обязателен. При этом не нужно «утяжелять» имидж обилием аксессуаров, акцентируйте две-три детали.
Зритель, оценив внешность оратора, переключает внимание на осанку. Не стоит удивляться, что сутулому человеку интуитивно меньше доверяют. У древнеримских легатов, сенаторов были ровные осанки. То, как выглядят политики, не менее значимо, чем то, что они говорят. Осанка означает собранность, уверенность, сутулость — слабость. При этом не нужно принимать вид, будто внутри вас шест, от чего спина неестественно выгибается. Лучше слегка расслабьтесь, но держитесь прямо перед камерой.
В этой области тоже существуют свои особенности:
Не скрещивайте ладони на груди, животе. Руки, «перечеркивающие» туловище, частично скрывают спикера от объектива камеры, будто утаивают его намерения, замыслы.
Указывать перстом — жест вполне царственный, но несостоятельный. Образованные люди не позволяют себе тыкать друг в друга пальцами. Если нужно привлечь внимание, используют раскрытую ладонь. Это древний жест доверия означает — верь мне, в руке нет оружия. Им пользовались еще древние ораторы. Если вы от волнения не знаете, куда деть руки, хотите их убрать в карманы, то имейте в виду — публика и камера воспримет этот жест как неуверенность. Выступающий будет выглядеть подозрительно, словно ему есть, что скрывать.
Пальцы, сцепленные в кулак, символизируют власть. Для кого-то этот знак — изживший символ, что отчасти, верно. Примененный к месту кулак показывает обстоятельность планов оратора. Но злоупотребление этим жестом опасно — у зрителей может возникнуть как восхищение от вашей решимости, умения говорить на камеру естественно и уверенно, так и наоборот, испуг от агрессии.
У некоторых опытных ораторов возникает проблема, что делать с ногами во время выступления. Они жестикулируют руками, делают пассы, на этом все. Зачастую этого не видно из-за установленной кафедры, но съемки иногда проходят в павильоне, в кресле напротив камеры.
Здесь всего два правила: поставьте ноги на ширину плеч, чтобы придать уверенности, не скрещивайте их. Молодым телеведущим нравится закидывать ногу на ногу. Можно попробовать сделать это также изящно.
Со временем этот фразеологизм не перестает быть актуальным. Информация иногда не воспринимается сознанием слушателей из-за монотонного, незаинтересованного чтения спикера. Существуют три способа говорить доходчиво:
Основное противоречие экспертов — слишком быстрая или медленная речь.
Один спикер так тараторит, будто не успевает сказать, часто недоговаривает слова, сбивается. Некоторая информация слушателями пропускается из-за неразборчивых фраз, потери нити рассказа.
Другой оратор однообразно бубнит, делает длинные паузы или «э-э-кает» — к такому темпу сложно привыкнуть. Возникает желание поторопить спикера, потому что от скуки мозг перестает работать. У аудитории создается впечатление в некомпетентности эксперта.
По этой причине следите за скоростным режимом.
Чтобы определить скорость собственной речи, подберите текст на сто слов, запустите работу секундомера, прочтите вслух в обычном режиме. Если успели за одну минуту, вы прочли с идеальной скоростью. Если успели раньше на 5-10 секунд — ваша речь ускорена, а если захватили лишние полторы минуты — слишком медленная.
Оптимальный темп речи — 90–100 слов в минуту.
110 и более слов — слишком быстрая речь.
70–80 слов — очень медленная речь.
Выберите текст, прочтите его, оставляя паузы после каждого слова. Продолжительность паузы должна равняться длине слова. Долгое слово — длинная пауза. Краткое слово — недолгая пауза.
Паузами можно помочь себе:
Возьмите знакомое стихотворение, любой известный текст, читайте его по-разному: очень быстро, с нарастающим ускорением, затем с замедлением. Изменяйте темп через 2-4 строки или сохраните одинаковый на протяжении всего текста.
Хорошо задает темп прибор метроном. Установив специальное приложение или воспользовавшись онлайн метрономом, задайте себе темп одним кликом. В начале читайте текст со скоростью 60 ударов в минуту, затем увеличьте/уменьшите, подбирая удобный для вас режим.
Упражнения помогут, как научиться красиво говорить на камеру, изменяя скорость речи, в соответствии с целью выступления.
Сложно слушать оратора, который говорит с «кашей во рту», чтобы понять его речь, нужно прислушиваться. В обстановке напряженного внимания слушатели быстро устают, не могут полностью принимать даже полезную информацию.
Поэтому проработку артикуляции можно включить в комплекс утренней разминки с упражнением для ораторов.
Спикер с богатым лексиконом владеет яркой, насыщенной, интересной речью. Такому эксперту легче подобрать слова, которые отчетливее донесут смысл, передадут краски эмоций, правильнее расставит акценты.
Большой словарный запас позволяет адаптироваться под аудиторию. Например, аудитория экспертного уровня эффективнее принимает профессиональную терминологию, новичкам или далеким от темы людям понятнее простая словесность.
Бывает словарный запас активный и пассивный.
Активным мы пользуемся ежедневно в своей речи. Пассивный запас — слова, выражения, встречаемые нами в литературе, на выступлениях экспертов, коллег. Эти слова мы включаем в речь на собственном выступлении. Они сохраняются в памяти, но редко используются.
Наша цель — пополнять пассивный запас, постепенно переводя его в активный.
Лучшее упражнение — регулярное чтение литературных произведений, но не просто чтение, а так называемое «чтение с карандашом». Заведите особый блокнот или электронный файл. Каждый раз, когда прочли книгу, записывайте интересные слова, выражения, речевые обороты. Фиксируйте факты, цитаты, занимательные истории. Этими находками делитесь в постах, при непосредственном общении, тогда слова будут закрепляться в вашем «активе». Такая практика в вопросе: как вести себя перед камерой — не раз выручит.
Чистоту речи определяют по отсутствию в ней слов-паразитов. Это безобидные слова, но, если их используют не вовремя, очень часто, речь портится. Вспомним вместе нарушителей порядка: «в общем», «значит», «короче», «то есть», «в принципе», «вот», «допустим», «собственно говоря». К ним добавим воспроизведение звуков типа «ээмм», «хм», «ну».
Они заполняют паузы, пока говорящий подыскивает нужное слово, склеивает несвязанные мысли. Для него слова-паразиты необходимы, как костыли хромому. Слушатели вынуждены отсекать словесный мусор, отвлекающий от главного. Спикера с мусорной речью аудитория воспримет как непрофессионала, неуверенного в себе человека.
Плохо то, что зачастую мы не слышим, не замечаем произнесение таких слов. Прослушайте собственные голосовые сообщения, запишите на камеру свой рассказ. Например, перескажите содержание фильма или книги. Прослушайте свой рассказ, запишите слова-паразиты, употребляемые часто. В результате вы будете неприятно удивлены, но это хороший способ понять, как красиво говорить на камеру.
Словами-паразитами пользуются почти все, но очищать свою речь нужно.
Рассказывать доходчиво о сложных вещах — редкий талант. Не используйте тяжеловесные конструкции, длинные предложения, где в конце можно забыть, о чем говорилось в начале.
Не применяйте скучный канцелярский язык: «принимать во внимание», «надлежащий», «реализованы задачи», «ввиду того», «указанный». Канцеляризмы утяжеляют речь, усложняют восприятие, губят эмоции, гасят динамику. Этой словесностью никого не вдохновишь, не убедишь.
Часто попадаются канцеляриты такого вида:
Способы, которые помогут доработать ваше выступление, преодолеть страх перед камерой:
Предложения, состоящие из существительных, становятся для слушателя ребусом, который нужно прочесть еще раз, чтобы понять смысл. Поэтому лучше упростите, перестройте члены предложения, разбавьте глаголами.
Отглагольными существительными убивается динамика рассказа. Всякое «приобщение», «осмысление», «хождение», «говорение» и «взятие» показывает скучный процесс без результата. Эти слова не составят в голове слушателя никакой картины, от того не вызовут эмоции.
Не самым лучшим образом служат причастные и деепричастные обороты. Они сложны, громоздки. Глагол сильнее других частей речи. Он может убедить, вовлечь. С его помощью появляется динамика. Взамен отглагольных существительных, причастных, деепричастных оборотов ставьте глаголы.
Страдательный залог навевает безысходность. Создается впечатление — нас сразу предупредили, что говорящий не несет ответственность. Если вам такая позиция не нравится, измените на глагол действительного залога.
Многим трудно обойтись без производных от имен предлогов. Всякие словечки «вроде», «в связи», «вследствие», «за исключением» загромождают предложение. Фразы становятся неповоротливыми, трудно произносимыми. Замените их на простые, запоминающиеся.
Если уже есть настрой, пора потрудиться над формой (как правильно говорить на камеру) и смыслом речи (что говорить).
Как поработать над голосом, дикцией, интонацией, обсуждалось ранее.
Теперь непосредственно об упражнениях. Радиоведущие рекомендуют подобные тренировки считать игрой, тогда они не станут рутиной. Оратор, который получает радость от занятий, общается с аудиторией или выступает перед камерой более энергично, позитивно.
Суть занятия состоит в том, чтобы присоединиться к случайному видеочату, пообщаться с незнакомцами на интересные темы, не стесняясь. Уделите сеансу для начала, например, 10-15 минут, делайте эти выходы в эфир постоянно. В первое время такое общение будет для вас волнительным, но это хорошая разминка для спикера перед тем, как начать говорить на камеру с людьми.
Такую тренировку памяти выполняйте вслух. Просматривая фильм или обучающее видео, остановите кадр, повторите слова главного героя, преподавателя за последние полминуты. Это упражнение можно делать на аудиокнигах (печатный текст заучивается по-другому).
Организуйте эту игру в компании или с другом. Приятель задаст вам вопрос, вы дадите на него ответ из смежной области, используя игру слов.
Если друг спросит: «Каким луком пользовались воины короля Артура в бою?» — в ответ должно прозвучать: «Зеленым репчатым». Рекомендуем разрушать логику друга при обмене фразами.
Зарядка для мозга, тренировка реакции оратора. При выполнении задания нужно соотнести предмет, живое существо к классу, виду, типу. Это помогает пробудить способность быстрого подбора правильных слов.
Например, стол — это древесина, мебель, «сын дерева», рабочее место. Все будет зависеть от желания рассмотреть предмет под другим углом.
Следующий этап — в мыслях перескакивать, с помощью ассоциаций с одной вещи на другую, не останавливаясь. «Очки — стекло — окно — дверь — гость — кость». Мозгу будет полезна такая разминка, она раскрепощает зажим, учит, как не бояться говорить на камеру.
Подошел момент, когда оратору нужно научиться выявлять общие свойства у случайных на первый взгляд предметов, явлений. Вспомните фразу из книги «Алиса в стране чудес»: «Что общего между вороном и письменным столом?» Ворон, как и стол, прослужит всю человеческую жизнь. Или другое: в разуме дикого ворона полно загадок, как в старом столе.
Записывайте свои идеи, когда находитесь наедине и перекидывайте их другу. В начале вопрос: «Что общего у асфальта и флешки?»
Занятие, помогающее спикеру увидеть историю предметов, явлений. Выберите неприметную вещь, расскажите другу историю этой вещи: как она появилась в комнате, какое значение имеет в жизни, чем помогает. Нужна полноценная история или рассказ.
Усложняя задачу, совместно с другом попытайтесь вообразить, чем этот предмет может быть полезен воинам вселенной в битве с инопланетянами.
Упражнения для наработки навыка продолжать беседу с любым оппонентом. Начните разговор у зеркала, не прекращайте его 10 минут, не делайте пауз, перерывов. Выбирайте произвольную тему, главное — не думайте долго, говорите незамедлительно.
Игра усиливает креативный подход к подбору слов. Нужно выдумывать для существительных нестандартные прилагательные, причастия. Можно организовать письменную форму или устную.
Например, «Водопад — какой? Ответы: Десятиэтажный. Древний. Ошеломляющий. Раскалывающий. Будоражащий». Участники подбирают свои пять эпитетов.
Повторяйте знакомые с детства строки:
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Пакет под попкорн.
Повтори без запинки: на осинке росинки, засверкали утром перламутром.
Смыкайте и размыкайте губы, при этом произносите звуки «у-у-у-у-у», «и-и-и-и-и».
Вытяните язык максимально на такую длину, при которой сможете произносить звуки «р-р-р-р-р», «л-л-л-л-л».
Медленно соединяйте и разъединяйте челюсти со звуком «м-м-м-м-м», повышая или понижая громкость, высоту звука.
Шансы на успех повышаются с отработкой навыков самопрезентации. Даже когда вам предстоит выступать без видеозаписи, применяйте рекомендованные методики, чтобы выглядеть достойно.
Спасибо за ваш интерес к моему практикому. В ближайшее время я свяжусь с вами и отвечу на все возникшие вопросы.
Не забудьте подписаться на мою рассылку, что бы быть в курсе новых курсов и тренингов.
Спасибо за ваш интерес к моему практикому. В ближайшее время я свяжусь с вами и отвечу на все возникшие вопросы.
Не забудьте подписаться на мою рассылку, что бы быть в курсе новых курсов и тренингов.
Спасибо за ваш интерес к моему практикому. В ближайшее время я свяжусь с вами и отвечу на все возникшие вопросы.
Не забудьте подписаться на мою рассылку, что бы быть в курсе новых курсов и тренингов.
Спасибо за ваш интерес к моему практикому. В ближайшее время я свяжусь с вами и отвечу на все возникшие вопросы.
Не забудьте подписаться на мою рассылку, что бы быть в курсе новых курсов и тренингов.